Полный переход к новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) Начального общего образования (НОО) или для 1-4 (5-9) классов будет осуществлен в 2024-2025 учебном году.
В этой ситуации, помимо кадрового и технического оснащения учебного заведения, учитываются и мнения родителей (законные представители). Т.е., они должны определить перспективу программы для начальной школы и понять цель его внедрение в учебно-воспитательный процесс.
У них есть право обсуждать данный вопрос с ответственными сотрудниками школы, где учиться или поступает несовершеннолетний ребенок. Специальные образовательные программы начальной школы составляют основу учебного плана преподавателей.
Изменения ФГОС на 2024-2025 учебный год
Применение обновленного модуля ФГО Стандарта НОО (Начальное общее образование) для 1-5 классов стартовало с 01.09.2022 года. Учитывая техническую готовность школ, процесс был организован в поэтапном порядке.
В 2023-2024 учебном году, исходя из мер подготовки учебных организаций, переход на усовершенствованный стандарт осуществлялся в 1-4 и 5-7 классах. В качестве завершающего срока для полной интеграции был установлен период до 5 лет.
В качестве основных изменений стоит отметить:
- объединять методы обучения с воспитанием;
- использовать способы патриотического воспитания в уроках;
- изменять аудиторную нагрузку, выделить часы на внеурочные занятия;
- создать тематический блок предметов;
- отменяется требование на изучение второго иностранного языка;
- выбирать углубленные курсы СОО по согласию родителей и школьников;
- пересмотреть план и содержание учебных курсов.
Согласно условиям 3-поколения ФГОС, изменяется структура учебных программ для начальной школы, включая и требований к результатам методов обучения. Главная цель заключается в оптимальном развитии эффективных и важных компетенций у учеников.
По ходу уроков по модернизованной программе, появляется возможность следить за нынешними событиями в стране и планете, ознакомиться с последними достижениями науки и пр. Цифровизация и активное применение мультимедийных ресурсов продолжается.
Системы обучения в школе
Общеобразовательные учебные организации добровольно выбирают школьные программы в России среди доступных и разрешенных вариаций.
На этой основе одновременно определяется:
- список предметов;
- УМК, применяемые учителями начальных классов (рабочие тетради, учебник и пр.);
- доступные вариативности изучения учебного материала;
- начальная подготовка или уровень освоенных знаний первоклассника;
- адаптация при переходе в новую программу и др.
Рекомендованные школьные программы для начальных классов 2024-2025 учебного года разделаются на 2 вида: традиционные и авторские, представляющие собой совокупность развивающихся методик.
Традиционные
Традиционная программа обучения состоит из постепенного перемещения с простейших схем освоение материала к сложным методам. Поэтому больше подходит для детей, которые не имеют предварительную подготовку к школе. Т.е., чтение и письменные умения отсутствуют или слабые.
Многие родители, особенно те, которые постоянно заняты работой, предпочитают традиционные программы обучения. По обновленной методике предусмотрено воспитание или пробуждение интереса к истории родного государства.
Таким образом, в характере ребенка появляются духовные нравы, уважение к семейным ценностям и у него формируется стремление к самообразованию.
Это проверенная временем система обучения в школьном образовании. Учебный процесс организуется с начальной стадии и исходит от способностей и духовных потребностей школьника.
Развивающие
Развивающая категория обучения основывается на авторские методики, предназначенные для современного поколения обучающихся детей в начальных классах. Требуется наличие хорошей подготовки и мотивации к освоению учебного материала.
Многие развивающиеся программы подходят для первоклассников, которые уже умеют читать, писать и считать хотя бы на начальном уровне подготовки. Т.е., занятия не приходиться начинать «с нуля».
При наличии авторской программы обучения в начальной школе в 2024 учебном году требуется пройти отбор для поступления в общеобразовательное заведение. Поэтому желательно чтобы ребенок предварительно посещал подготовительные курсы.
Это одновременно экспериментальная методика в школьном образовании, требующая освоения задач высокого уровня сложности. Также необходимо владеть значительной долей теоретических навыков, способностью быстро усвоить материал, проявлять нестандартное мышление и познать аспекты новизны.
Для школьников проводятся специальные исследования и им приходиться решать домашнее задание индивидуального характера.
Школьные программы 2024-2025 в России
ФГО Стандарт 3-поколения объединяет в себе новых правил и методик, касающихся школьных учебных программ. Нормативный документ позволяет создать единое образовательное пространство во всех округах государства. На основе федеральных программ внедряется унифицированная система школьного образования.
Усовершенствованные модули направлены оптимизировать темп освоения новых материалов и формировать патриотическое воспитание, что важно для подготовки всесторонне развитых личностей.
Школы на территории России подбирают ФОП на свое усмотрение. Главное, чтобы выбранная версия соответствовало к содержанию действующего нормативного стандарта.
Перспектива
Программа относится к категории «Развивающая». Это означает, что требуется начальная или базовая подготовка к классным занятиям. По ходу школьных занятий предусмотрено изучение математики и логики с параллельным развитием творческих способностей.
От ученика требуется соответствующий склад ума, необходимый для маленького математика. Уроки математики проводятся углубленно по специальной программе. В основном предусмотрено развитие математических знаний и логического мышления.
Начальная школа 21 века
Традиционная методика обучения с развивающимся темпом применяется до 8 класса школьного образования включительно. Целенаправленность состоит из формирования личностных качеств, сильного характера и самостоятельности. В план работы входят логические задания, межпредметные занятия и творческие материалы.
В классах, в которых применяют данную ФОП, в учебно-методический комплекс включают таких дисциплин, как логика. Также углубленно осваивается математика. В процессе занятий, изучение урока происходит на высоком уровне, от ученика требуется решать сложные логические задания. Количество внеурочных часов в неделе может быть увеличено.
Федеральная образовательная программа «Начальная школа 21 века» больше подходит для любознательных детей, показывающих активность, как в физическом, так и эмоциональном плане. Курс мотивирует к достижению высоких целей, формируется объективность и широкий кругозор общения. Авторство методики принадлежит профессору Н.Ф. Виноградовой.
Гармония
В категории развивающих есть программа Гармония для начальной школы с ориентацией на самостоятельную работу ученика. Логические и практические задания выполняются как в классе во время уроков, так и дома.
Методология больше подходит для одаренных школьников, которые стремятся к лидерству и уверенно высказывают свои мнения. В учебном плане предусмотрен индивидуальный подход к учащимся, умственная деятельность развивается методом анализа и обобщения навыков.
По ходу занятий ученики самостоятельно принимают решение и делают выводы.
Система Эльконина-Давыдова
Авторская программа, основанная на использование навыков в нестандартных ситуациях. Приходиться решать логических задач методом индивидуального подхода. Поэтому требуется базовая подготовка к школьным занятиям и развитое мышление.
Система обучения, разработанная несколько десятилетий назад, носит неординарный характер. Но со временем произвели частичную интеграцию с традиционными методами обучения. Уроки по математике, включая и других дисциплин, проводятся по усложненной схеме.
Учащиеся осваивают задания на основе самостоятельных работ, ведется подготовка к анализу и систематизации обрабатываемой информации. Происходит оценка деятельности на критическом уровне, изучаются гипотезы.
Эффективная начальная школа
Федеральная программа Эффективная начальная школа базируется на развитии личности с раскрытием индивидуальных особенностей в характере. Рассматривается процедуры оздоровления школьников, как с физической, так и психологической точки зрения.
При реализации учебного плана учитываются интересы детей, мировоззрение, склонности и другие способности. Разрешается попробовать себя в роле учителя, слушателя и организатора занятий. Логические задания сокращены, осуществляется активная подача материалов в учебниках.
РИТМ
Аббревиатура составлена из первых букв значимых в школьном образовании понятий:
- Р – развитие;
- И – индивидуальность;
- Т – творчество;
- М – мышление.
Для поступления в классы на базе методики РИТМ требуется стандартная подготовка первоклассника. Программа более часто применяется в школах центральных округов, например, в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и т.д. Значимую позицию при исполнении государственного компонента занимает квалификация преподавателя.
Начальная инновационная школа
Методика обучения комбинирует традиционное образование с развивающей системой освоение уроков. Процесс преподавания основывается на наглядности, информация подается систематично на благоприятной обстановке. Подходит для учеников с разным уровнем успеваемости.
В занятиях предусмотрено активное участие школьников. Выдвигаются правила безопасного и здорового образа жизни. Проводятся как поурочные, так и внеурочные часы в неделе. Пробуждается сознательный подход к учебе.
Планета знаний
Глубокое понимание традиционных ценностей и восприятие картины мира в едином представлении. Гибкие условия в выборе и изучении материала, жесткая подача информации на основе точных алгоритмов отсутствует. Это дает возможность свободно рассуждать и подбирать собственное направление для развития навыков.
Параллельно открывается путь к выполнению самостоятельных работ, решению домашних задач без помощи посторонних и оптимизируется способность обработки прочитанной информации в большом объеме.
Школа 2100
Скорость передачи учебного материала средняя, категория программы развивающая. Метод основан на проект психолога советских времен А.А. Леонтьева. Приходиться решать логических задач, самостоятельно работать с информацией и предъявлять творческие способности.
Теория разработки – это «педагогика здравого смысла». Во время уроков наряду со школьными учебниками используются энциклопедии и разные источники электронного формата. От первоклассников требуется наличие базовых знаний.
Как выбрать программу обучения?
Выбрать программу для школы с учётом технического и кадрового оснащения организации имеет право администрация образовательного заведения. При этом учитывается мнение, как руководства, так и квалифицированных учителей.
Родители или опекуны могут подбирать школу с внедрением в учебный процесс той или иной государственной программы, исходя из интересов и способностей несовершеннолетнего ребенка.
Также учитывается уровень подготовки к школьным занятиям. Т.е., наличие базовых навыков, например, уже начал читать, писать и умеет считать предметы.