В 2023 году Министерством просвещения был принят ряд изменений, которые отразятся на школьной программе и организации учебного процесса в школе в 2024-2025 учебном году.
Произошел переход на новый федеральный стандарт государственного образования. В старших классах появились новые предметы — потребовалась актуализация системы образования соответственно последним событиям и научным достижениям.
Помимо того, что учебный год продлили на неделю до 26 мая, Госдума приняла закон о запрете использования телефонов на занятиях.
По мнению педагогов и родителей, это поможет детям сосредоточиться на учебе.
Новые предметы
Изменения в учебном плане на 2024-2025 учебный год относятся ко всем уровням школьного образования.
В средних и старших классах появятся уроки “Основ безопасности и защиты Родины”.
Они заменят устаревший во многих отношениях формат ОБЖ. В объем войдет курс начальной военной подготовки.
Продолжится поэтапное введение с 5 по 9 классах курса ОДНКНР. До 2023-2024г модули основ духовно-нравственной культуры народов России можно было включать в план других дисциплин.
Для начальной и средней школы станут обязательными уроки труда (технологии). Возродится обучение начальным навыкам кулинарии, ремесленному мастерству, кройке и шитью. Началась профильная подготовка преподавателей. Классам понадобится дополнительное оснащение, оборудование и материалы. Труды внесут элемент творчества в школьную жизнь, позволят чередовать умственную работу с физическим движением.
По поручению Президента изменения в учебном плане на 2024-2025 предусматривают возвращение черчения в программу общего образования. Дисциплина будет способствовать развитию пространственного воображения. Дети получат графическую грамотность, которая необходима для последующей подготовки инженеров.
Дополнительные образовательные программы
В 2022 году Правительство страны поставило задачу переработать систему дополнительного образования. Появившаяся в 72 регионах к 2021 году модель в 2024 распространится на всю страну.
В рамках нацпроектов «Образование» и «Культура» планируется продолжить:
- открывать центры дополнительного образования в регионах и муниципалитетах;
- реализовывать механизм персонифицированного финансирования допобразования;
- внедрять типовые модели разнопрофильных систем допобразования;
- укреплять материально-техническую базу образовательных учреждений и ориентировать последние на связь с реальными секторами экономики;
- способствовать повсеместному использованию информационных ресурсов (региональных навигаторов).
Навигационный сервис после регистрации ребенка и тестирования способен подобрать программу по его интересам и способностям. Для Минпросвещения ресурс служит источником статистического учета, который дает материал для анализа. Благодаря мониторингу будут приниматься решения по улучшению инфраструктуры дополнительного образования.
Под персональным финансированием подразумевается выдача сертификатов на оплату одного из возможных направлений обучения. Детские школы искусств являются исключением. Обучение в них осуществляется за счет государства.
ФОП начального общего образования 2024-2025
Если раньше школы ориентировались только на федеральные образовательные госстандарты, а программа обучения носила рекомендательный характер, с июля 2023 действуют обновленные ФОП. Они носят обязательный характер. Содержание можно только расширять, но исключать ничего нельзя.
В числе готовых программ для начальной школы, которые выполняются неукоснительно, литературное чтение, окружающий мир, русский язык. Организация учебного процесса 2024-2025 в России упростится. Особенно удобны унифицированные ФОП для молодых педагогов. Планы составляются с участием методического помощника.
Основные корректировки программы коснулись:
- Целевого раздела. Добавились условия составления учебного плана. Дневная, недельная нагрузки, расписание уроков, объем домашней работы, графики занятий и внеурочных мероприятий должны учитывать требования гигиенических норм и условия санитарно-эпидемиологической обстановки.
- Стандартов оценки. Вместо портфолио введена промежуточная аттестация. По-прежнему оценка включает стартовый, текущий и тематический критерий, психолого-педагогическое наблюдение, итоговый анализ, а также внутреннее прослеживание достижений учеников.
- Содержательного раздела. Появилось 135 программ родного языка и литературного чтения народностей нашей страны. Разработаны федеральные программы по иностранным языкам, математике, ИЗО, музыке, технологии, ОРКСЭ и физической культуре.
- Учебный план на федеральном уровне теперь включает описание периодов обучения вместо означенных 30 дней каникул. Каникулы составляют не меньше 7 дней. Рекомендовано чередовать учебные периоды с периодами отдыха.
В календаре воспитательной работы появился день Международной памяти о жертвах фашизма 10 сентября и дата окончательного освобождения Ленинграда от блокады фашистами 27 января.
ФОП основного общего образования 2024-2025
Обучение в 2024-2025 в 5-9 классах будет осуществляться по откорректированной подобно ФОП НОО программе:
- Целевая часть получила новые элементы внутренней оценки. Добавилась промежуточная аттестация, а также итоговая оценка. Критерии внешнего мониторинга пополнились независимой оценкой качества, итоговой аттестацией. Общие мониторинг (муниципальный, региональный, федеральный) удален, так как школа все равно не может на него повлиять.
- Содержательная часть включает 115 федеральных рабочих программ (ФРП) родного языка с разделением на родной и государственный языки. Опубликованы ФРП по иностранным языкам, ИЗО, технологии, ОДНКНР, музыке, физкультуре. Для физики, биологии, информатики, химии, математики разработаны ФРП базового и углубленного уровня.
- Обновления федерального учебного плана представлены характеристикой периодов занятий и рекомендацией сочетать периоды обучения с перерывом на семидневные каникулы. После продления учебного года до 26 мая четвертая четверть получилась сроком до 7 недель.
- Новые даты в плане воспитательной работы — 10 сентября, 19 апреля и скорректированная 27 января.
Отдельное внимание уделили федеральной воспитательной программе. Теперь она подразделяется на 2 важнейших направления — гражданское и патриотическое. Духовно-нравственное, экологическое, физическое, эстетическое, трудовое воспитание и ценность научного отношения к миру получили более детальное описание и углубленные характеристики.
ФОП среднего общего образования 2024-2025
Помимо исправления опечаток появились корректировки:
- В целевом разделе изменения аналогичны ФОП ООО. Убрали рекомендацию об использовании критериев функциональности, знания, понимания, применения при оценке результатов освоения ОП по каждому предмету.
- В содержательную часть добавлены 73 ФРП по родному языку каждого субъекта РФ. Разработаны ФОП для иностранных языков, физкультуры. По основным предметам ФОП содержат ФРП отдельно для базового, отдельно для углубленного уровня.
- Прочие разделы откорректированы так же, как и ФОП для основного общего образования.
Изменения образовательной программы федерального уровня были закреплены приказами Министерства просвещения РФ №№ 370, 371 и 372 от 18.052023.