Переход из начальной школы в среднюю – это новая ступень для каждого учащегося.
Если первые 4 класса чем-то напоминали дошкольное учреждение – занятия вел один основной педагог (кроме физкультуры и иных вспомогательных дисциплин), количество учебных предметов было небольшим, а уроки почти всегда с ребенком дома делали родители – то начиная с пятого класса все становится намного серьезнее.
Школьные предметы 5 класса представляют собой довольно объемный перечень, учителя теперь по каждой из дисциплин свои, а мамы и папы начинают требовать от своих чад проявления самостоятельности (хотя и помогают немало).
Новое для учеников пятых классов 2024-2025 гг
Главное, отчем необходимо помнить и учителям, и родителям: ребенок начинает выходить из детского возраста и вступает в подростковый период. 11-12 лет – ранний подростковый возраст.
Ребенок начинает подвергать происходящее вокруг него критике, начинает самостоятельно мыслить, учеба постепенно утрачивает статус первоочередной задачи. Теперь подросток должен в первую очередь научиться общению в социуме, найти и отстоять свое место. В этих условиях важно суметь поддержать в нем мотивацию учиться дальше хорошо и с полной самоотдачей.
Кроме того, переход на очередную ступень обучения не всегда проходит гладко и безболезненно. Первые месяцы длится адаптивный период, когда бывший младшеклассник приспосабливается к возросшему объему заданий, к тому, что учителя теперь разные, а часть программы дается на максимально самостоятельное изучение.
Учитывая все эти моменты, разработчики федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) сочли необходимым сделать следующее:
- Снизить аудиторную учебную нагрузку, отдав больше времени на индивидуальные домашние задания.
- Сгруппировать предметы в определенные модули для удобства.
- Разрешить использование электронных учебников.
Изменения коснулись списка школьных предметов за 5 класс. Что-то теперь стало необязательным, а что-то добавилось. Посмотрим, какие предметы в 5 классе отныне обязательны к изучению (это принято на федеральном уровне), а какие школа может предложить родителям и ученикам сама.
Список школьных предметов
Обязательные дисциплины никто из программы исключать, конечно, не станет. Эта часть учебной программы – инвариативная, то есть принята на федеральном уровне и вменяется в обязанность каждому учебному заведению.
Обязательные дисциплины
Перечень обязательных предметов в 5 классе:
- математика;
- литература;
- русский язык;
- иностранный язык;
- физика;
- история;
- технология;
- география;
- биология;
- музыка;
- ИЗО.
Кроме того, в списке предметов 5 класса появляется один новый, ранее незнакомый учащимся, – ОДНКНР. Эта аббревиатура расшифровывается просто: «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Хотя ранее пятиклассники не изучали ОДНКНР, многие термины и понятия будут для них знакомыми, потому что в начальной школе у них была дисциплина «Основы религиозных культур и светской этики». ОДНКНР логически продолжает линию, намеченную ОРКСЭ.
На новую учебную дисциплину, которую ребята будут изучать до 9 класса включительно, полагается выделять не менее 1 часа неделю. В рамках предмета преподаватели продолжат линию, начатую во время изучения ОРКСЭ, и станут знакомить учащихся с основами принципов развития социума, с особенностями России как многонационального государства, с духовно-нравственными ценностями населяющих ее народов.
Изучение разбито по блокам, охватывающим макроуровень (Россия в целом, страна, народ, национальности, языки и традиции) и микроуровень (формирование самоидентичности, понимание себя как личности в этом мире, осознание себя как части народа).
Среди блоков можно назвать:
- «Россия – наш общий дом».
- «Культура и религия».
- «Подвиг: как узнать героя?».
Предмет призван восполнить пробел в изучении личности человека и восприятии каждого не как отдельно существующего субъекта, а как части единой общности.
Вести ОДНКНР предложено учителям, специализирующимся на гуманитарных науках. Пока не разработана четкая программа для подготовки педагогов, которые будут преподавать предмет, но общая линия уже намечена.
Дополнительные дисциплины
Вариативная часть предметов 5 класса включает:
- логику;
- философию;
- второй иностранный язык;
- этику.
и другие школьные предметы. Среднее общеобразовательное учебное заведение вправе решать, что оно будет вводить дополнительно к основному списку.
Так, многие считают необходимым добавить логику. Ранее, до революции 1917 года, логика присутствовала в образовательной программе средней школы. После ее исключили, хотя предложения о введении ее в обучение звучали неоднократно из уст педагогов. В XXI веке пришла пора услышать голос этих преподавателей.
Еще один предмет, который вводят в качестве дополнительного в некоторых школах, – этика. Ребята учатся обдумывать свои поступки, учатся соблюдать нравственные принципы. Сколько людей – столько и мнений.
Обучение этике предусматривает также решение таких задач, как умение высказывать свое мнение, на давя на оппонента, и выслушивать собеседника. Спор нужно вести на равных.
В целом этика развивает чувство прекрасного, разъясняет такие понятия, как добро и зло, справедливость, а также совершенствует коммуникативные навыки учащихся.
К прикладным дисциплинам можно отнести еще один предмет – 2D и 3D анимацию. Школьники учатся творить в цифровом пространстве. Для кого-то это станет основой будущей профессии, кому-то просто поможет развить творческие способности.
Внеклассные занятия
Основными и дополнительными уроками программа 5 класса не ограничивается. Среди предметов в 5 классе есть и такие, которые учебное заведение вводит исключительно по своему усмотрению.
Строго говоря, они не входят в школьную программу, но их проводят, чтобы помочь ребенку сформироваться как личность и легче интегрироваться в общество, в котором он живет. Подростки не будут сдавать по этим предметам экзамены, однако важность и необходимость их невозможно отрицать.
Так, среди внеклассных занятий можно выделить те, которые проводятся по темам:
- патриотическое воспитание;
- обучение ПДД;
- профориентация, развитие профессиональных навыков;
- спортивно-оздоровительные мероприятия.
Ученикам во время занятий прививают истинные человеческие ценности, создают мотивацию к дальнейшему обучению, усиливают мотивацию к самореализации.
Занятия часто проводятся в игровой форме либо со включением игровых элементов, поскольку усвоение материала у младших подросток лучше всего идет через игру, через активное участие.
Немного о втором иностранном языке
Один иностранный язык дети изучают с первого класса. Ранее в средней школе к нему подключали дополнительно еще один иностранный язык. Как правило, первый язык – английский.
В качестве второго могли выступать:
- итальянский;
- немецкий;
- французский;
- китайский;
- арабский.
Согласно новому ФГОСу, в 5 классе у детей может остаться либо один иностранный язык, либо появиться в дополнение к нему второй. Иными словами, второй иностранный язык перешел из разряда обязательных предметов в дополнительные.
Если родители пишут заявление с просьбой включить второй язык в программу, то дети будут учить 2 языка. Если нет – остается один.
Такое нововведение обусловлено тем, что у пятиклассников и так велика учебная нагрузка, к тому же идет перестройка от начальной школы к средней, и дети просто не успевают в должной мере успешности осваивать 2 чужих языка.
Если все же принято решение на уровне школы учить 2 языка, рекомендуется выбрать разные, друг на друга совсем не похожие. Так учащиеся будут меньше путаться и легче усвоят материал.
Выбор программы обучения
В начальной школе все учились по какой-либо из программ, принятой в конкретной школе. Это могла быть, например, «Гармония» или «Школа России» или другая.
В 5 классе иной принцип обучения – здесь нет общей единой программы как таковой. Для каждого предмета разработан свой учебно-методический комплекс (УМК). Этих УМК несколько, учебное заведение определяет само, по какому будет вестись преподавание.
Так, по русскому языку разработаны УМК под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, а также УМК под ред. Л.М. Рыбченковой, О.В. Загоровской. Собственные УМК созданы для обучения истории, литературе, биологии, физике, прочим предметам.
Ребенок, переходя из младшей школы в среднюю, сталкивается с более серьезными требованиями и с более сложными задачами. Для того, чтобы облегчить этот процесс и при этом не снизить качество образования, разработан новый ФГОС, позволяющий ребенку осваивать образовательную программу с учетом возрастных особенностей.
Задача школы – вырастить всесторонне образованную личность, привить подростку важные общечеловеческие ценности и раскрыть творческие способности каждого. Работа в этом направлении ведется постоянно, программы и в будущем продолжат подвергаться изменениям и обновлению в соответствии с духом времени.